специальная  педагогика                  

  Мельникова Ирина Игоревна         
                                                             



Главная » 2012 » Январь » 4 » КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ "Римская нумерация"
20:16
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ "Римская нумерация"

КОНСПЕКТ  УРОКА  МАТЕМАТИКИ                                 

в 5 классе

Тема:  Римская  нумерация

 Программа:   8 вид

 Тип урока:   комбинированный

 Оборудование:

- набор таблиц-памяток для вписывания римских цифр;

- книга с римскими цифрами с обозначениями частей/номера тома, циферблат с римскими цифрами, карточка с записью даты рождения  с римскими цифрами;

- набор карандашей (6-7 штук каждому обучающемуся);

Ход урока

Цели

  1. Оргмомент:

«Рада вас видеть, ребята. Как ваше настроение? Готовы к уроку?
Помните, если что-то кажется трудным и не получается, то это не беда, всему научимся!

Теперь проверим вашу готовность так: откроет тетрадь тот из вас, кто назовёт любое число  в пределах 1000.

выслушиваются ответы

 

Отлично справились! Вижу, все готовы. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

 

Сегодня мы начнём с того, что вспомним, как получаются, читаются и пишутся числа в пределах 1000.

------------------------------------------------------------------------------

2. Закрепление знаний по теме «Нумерация 1000»

 

  Математическая разминка:

 

- запишите любое однозначное число;

- запишите любое двухзначное число;

- запишите любое трёхзначное число;

 

Обучающиеся называют записанные числа

 

- Скажите, чем отличаются друг от друга записанные числа?

- Правильно – количеством разрядов. Сколько разрядов в однозначном числе? двухзначном, трёхзначном?

 

      - запишите число, в котором 6 десятков и пять единиц;  7 десятков; 9 единиц; 5 сотен 4 десятка 3 единицы; 9 сотен;  3 сотни 4 десятка;

 

   проверка записанного

  - подчеркните самое большое число;

  - обведите самое маленькое;

 

  - Очень хорошо. На этом наша разминка закончена. Скажите, чем трёхзначные числа отличаются от двух-  и однозначных. Какой разряд добавляется к уже нам известным?  Назовите по порядку круглые сотни. 
Назовите круглые сотни в обратном порядке.

 

----------------------------------------------------------------------------------

 

  1. Знакомство с темой «Римская нумерация»

 

а)  Ребята, мы с вами изучаем цифры, которые вы видите каждый день. Более того, почти во всём мире люди используют такие цифры. Вы все умеете их писать и читать.

 - Сколько цифр мы используем для записи чисел? (10 цифр)

 - Чем отличаются цифры от чисел?

Цифры – это просто значок для записи, а число отображает  количество предметов.

 

Цифры записаны в строчку на доске:

 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

- Как пишется цифра один? (палочка) два? (закругление наверху, прямая наклонная линия в нижний левый угол и нижняя горизонтальная линия).

Далее можно посмотреть и проговорить написание др. цифр

- Какое количество предметов они показывает?  (один предмет, два, три и т.д.)

   Но есть ещё одни знаки, которые вы можете встретить в повседневной жизни. И чтобы не попасть в неловкую ситуацию, нам срочно надо  сними познакомиться.

 

Учащимся демонстрируются предметы:  карточка с датой рождения (с римскими цифрами; книга с номером тома/внутри с обозначением глав в виде римских цифр; циферблат часов с римскими цифрами)

 

    - Посмотрите, чем отличаются эти часы от других?

   - А в книге, части рассказов обозначены с помощью каких-то значков.

 - А что на этой карточке? Чей-то день рождения. Только опять непонятно…

- Вот эти странные значки называются римскими цифрами.

- Скажите теперь, в каких случаях их используют люди?

- Почему они так называются? Дело в том, что такие цифры придумали Древние Римляне. Древний Рим – государство, которое существовало много  столетий назад. Люди там славились своим умом.

 

б)  Рассмотрение способа написания римских цифр.

 

Римские цифры записываются на доске под соответствующей арабской цифрой. Детям выдаются заготовки-памятки, куда надо вписать соответствующую римскую под арабской цифрой

 

 

 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Обучающиеся вписывают в памятку римские цифры, следя за учителем, пишущим на доске

 

Для объяснения: Сначала записываются цифры один, два, три, пять и десять. Они произошли от жестов. Единица - I - это отображение пальца . Пятерка - V - это отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами и оттопыренным большим пальцем. Десятка - Х - это соединенные основаниями две ладони, обозначающие две пятерки.

 

Игра:  Я буду называть число, а вы показывать цифру его обозначающую с помощью жеста. Учитель постепенно увеличивает темп. Выявляется ученик, которые ни разу не ошибся.

Затем учитель просит показать цифру «шесть». Обучающиеся разумеется не могут, учитель говорит, что число шесть – это пять + 1. Если к числу прибавляем один, то палочка записывается справа.  (запись в таблицу-памятку)

- Кто догадается, как пишется цифра «четыре»?  (запись в таблицу)

Далее записываются другие цифры.

Памятка готова.

 

 Первичное закрепление способа написания римских цифр:

 

а)  Каждому обучающемуся выдаётся набор карандашей.

Игра: Ребята, ваша задача сложить из карандашей те римские цифры, которые я буду называть. Можете, подглядывать в свои памятки.  Учащиеся складывают цифры, учитель контролирует и помогает.
Затем игра проводится на скорость, кто быстрее сложит цифру.

 

 

б) Кто догадается, как записать цифры 11 и 12?
Учитель помогает детям прийти к выводу, что эти цифры записываются по аналогии – к Х прибавляется одна или две палочки.

 

 

в) Обучающимся предлагается назвать месяц своего рождения. Ответы выслушиваются. Совместно вспоминается порядок месяцев. Затем учитель предлагает каждому ученику самостоятельно записать номер месяца с помощью  римской цифры.

 

----------------------------------------------------------------------------------

4. Домашнее задание: выучить цифры по составленной памятке. Сделать римский циферблат из картона и обозначить на нём время своего подъёма

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------

  5. Итоги урока

 

Познавательный итог:

- Что мы сегодня изучили?
- Чем занимались сегодня?

- Расскажите, для чего необходимо знать римские цифры.

 

Эмоциональный итог:

- Чем понравилось заниматься?

- Что ещё будем делать?

- Чем не будем больше заниматься?

- Оцените, как вы сегодня учились?

 

Учитель даёт индивидуальные оценки деятельности обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональное начало для снижения тревожности на уроке.

 

Познавательное начало: активизирует познавательную деятельность, постепенно вводит в тему урока

 

 

 

 

-------------------------------

закрепление представлений о структуре трёхзначного числа;

развитие навыка дифференцировать числа по количеству разрядов;

 

 

 

 

 

 

Развитие и коррекция слухового восприятия;

умения сравнивать числа;
совершенствование навыка самостоятельной работы

 

 

 

 

 

 

 

 



----------------------------

 

 

 

Подготовка к усвоению новой темы.
Актуализация представлений о цифре и числе.

Расширение кругозора

 






Развитие пространственной ориентировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Развитие внимания, наблюдательности; повышение пытливости ума;

 

 

 

 

 

 




Формирование умения самостоятельно работать, развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки

 

 

 

 

Активизация и расширение словарного запаса: «жест»

 

 

 

Развитие наблюдательности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие пространственной ориентировки,
умения сосредоточенно работать.

Формирование умения адекватного поведения в условиях игры.

 

Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, аналогия, дифференциация)

 

 

Развитие временных представлений (порядок месяцев)

 

 формирование умения успешного использования циферблата с римскими цифрам

 


 

--------------------------------



Систематизация и обобщение  изученного материала

 


Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 8454 | Добавил: ИРра | Теги: конспект урока римские цифры, римские цифры, урок римские цифры, римские цифры урок 5 класс | Рейтинг: 4.4/9
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Январь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Внимание!
Меню
Друзья сайта

Министерство образования и науки Российской Федерации МетодсоветЗнаем-МожемФедеральный портал "Российское образование"Сайт
Ваш голос

Какой предмет Вы преподаёте в школе 8 вида?


Всего ответов: 241



Вверх