специальная  педагогика                  

  Мельникова Ирина Игоревна         
                                                             



Главная » 2014 » Июнь » 26 » ТЕХНОЛОГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СОЗДАНИИ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ опыт использования
13:20
ТЕХНОЛОГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СОЗДАНИИ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ опыт использования

   В настоящее время особо актуальной проблемой развития системы образования является внедрение новых образовательных стандартов как начального, так и основного общего образования. Если в начальном образовании уже накоплен некий опыт, выявлены проблемные звенья, расставлены приоритеты, то на другой ступени образования о таком положении дел говорить не приходится.

    Педагоги, родители, сами обучающиеся теперь вынуждены учить и учиться «по-новому». Однако имея достаточно чёткие представления о цели и задачах современного обучения, сформулированных в виде универсальных учебных действий (УУД), педагогическому сообществу не хватает информации об инструментарии, необходимого для реализации поставленных задач. Особо остро проблема стоит перед специальными (коррекционными) образовательными учреждениями. На данный момент существует лишь Концепция специальных образовательных стандартов, частные вопросы адаптации стандартов  к особенностям развития детей пока находятся в разработке. Вследствие этого педагогам коррекционных школ, уже реализующих программы ФГОС, приходится самостоятельно искать пути формирования УУД, не только отвечающих заявленным целям образования, но и учитывающих  порой тяжёлый  характер нарушений  в развитии обучающихся. 

     Цель данной статьи состоит в том, чтобы поделиться опытом использования в рамках школы 6 вида одной из ФГОС-технологии - технологии, основанной на создании учебной ситуации. 

     Любая педагогическая технология предполагает наличие чётко поставленной цели «Что мы формируем?», инструментария («С помощью чего формируем?»), прогнозируемые и гарантируемые результаты и их оценка («Получилось ли сформировать?»). Известно, что обучение детей с проблемами в развитии не может давать гарантированные и стойкие  результаты в силу характера того или иного нарушения, особенностей восприятия, внимания, памяти. В результате чего реализовывать все этапы технологии  и каждый раз получать гарантированные результаты не удаётся.  Поэтому, по нашему мнению,  в обучении детей с нарушениями в развитии можно говорить лишь об использовании элементов технологии. Однако и они при правильной и корректной организации  способствуют формированию УУД.

     Определим понятие учебная ситуации. Под учебной ситуацией понимается специально организованное решение познавательной задачи, практически значимой для ребёнка. Обучающийся попадает под влияние условий, при которых он вынужден действовать, применить имеющиеся знания. Например: на уроке литературы можно предложить обучающимся подготовить и взять интервью с одним из героев литературного произведения, в роли которого может выступить и один из учеников. На уроке математики – рассчитать стоимость школьного завтрака, детям постарше при изучении темы «Проценты», «Десятичные дроби» – рассчитать калорийность завтрака или других приёмов пищи. Задача учителя при этом организовать деятельность обучающихся, создать адекватные условия, учитывая:

- возрастные особенности;

- индивидуальные особенности;

- типологические особенности;

- специфику предмета;

    Использование учебных ситуаций в обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, позволило нам сформулировать некоторые принципы её использования:

  1. Наличие пропедевтического этапа (постепенное введение учебных ситуаций в систему уроков). Дети не сразу учатся решать познавательную задачу, выбирать средства для её решения, оценивать результат. На начальном этапе при выполнении обычных заданий стоит ограничиться вопросами: «Что нужно вспомнить, чтобы сделать это задание?», «Какой информацией надо владеть, чтобы решить задачу?», «Где можно найти сведения, необходимые для решения этой задачи?» «Как ты думаешь, чем полезно это знание (информация)?», «Обозначь последовательность своих действий: что ты будешь делать сначала, а что потом?»;
  2. Учёт двигательных возможностей обучающихся. Здесь стоит заранее продумать организацию деятельности детей по решению учебной ситуации, в частности: подготовить удобные для использования карточки с текстом задания, соответствующего по размеру зрительным возможностям; оформить доску и (или) презентацию так, чтобы удобно было ориентироваться в предложенной  информации;  подготовить заранее справочные материалы, выдавать их по необходимости;
  3. Создание условий для проявления самостоятельности ребёнка. На наш взгляд, это один из важнейших принципов. Однако важно соблюдать грань между «побуждением к  действию» и «вынуждением». Сделать это можно только путём повышения мотивации, используя интересные для возраста ребёнка учебные ситуации, доступные для понимания и выполнения, полезные и значимые для его жизни, для его конкретного окружения;
  4. Практическая направленность содержания учебных ситуаций. Дети с нарушением развития имеют в достаточной мере бедный социальный опыт, ограниченные социальные связи, недостаточно развитые коммуникативные способности. Всё это необходимо учитывать при создании или отборе учебных ситуаций. Так, например, будет эффективен отбор учебных ситуаций по принципу концентризма – с постепенным расширением от ближнего окружения к дальнему (я – семья – школа – другие сферы жизни). На пропедевтическом этапе можно предлагать ситуации, связанные с жизнью самого ребёнка (на уроке математики рассчитать режимные моменты дня, сколько времени он спит, ест, отдыхает, учится, обозначить полученные данные в долях, в процентах, сравнить с нормами для его возраста, оценить свой распорядок дня). В более старшем возрасте можно расширить содержание  – рассчитать стоимость и количество материалов для ремонта комнаты / квартиры, сначала своей, потом любой другой с заданными параметрами);
  5. Групповая работа как приоритетная форма работы. Наш опыт выявил, что в средней школе, когда общение со сверстниками выходит на первый план, важно делать общение ещё и продуктивным, с помощью специально организованной совместной деятельности. Мало кто из детей умеет обсуждать проблему, совещаться, вести дискуссию. Учебная ситуация объединяет детей и побуждает к общению. Задача учителя организовать работу в группе, предложить алгоритм работы в группе, корректировать деятельность обучающихся.

Отметим, что учебная ситуация – не всегда масштабная задача на весь урок. Это может быть и маленькое задание, побуждающее ученика к актуализации имеющегося опыта и применению полученных ранее знаний. Например, рассказ по цепочке о событии в прочитанном произведении, сравнить по плану два явления природы. Главное, ставить актуальную для детей задачу, чтобы каждый обучающийся мог для себя ответить на вопрос «Зачем я это делаю?».

Таким образом, использование элементов технологии, основанной на создании учебной ситуации, в обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет ряд положительных моментов: формирует и развивает все группы УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), повышает интерес к обучению, развивает самостоятельность учебных действий, личностную самостоятельность, формирует понимание значимости обучения. К отрицательным моментам можно отнести: необходимость более тщательной подготовки к занятиям со стороны учителя, долгий пропедевтический этап, на начальном этапе дети с трудом воспринимают новые формы работы.

 

Просмотров: 734 | Добавил: ИРра | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Внимание!
Меню
Друзья сайта

Министерство образования и науки Российской Федерации МетодсоветЗнаем-МожемФедеральный портал "Российское образование"Сайт
Ваш голос

Какой предмет Вы преподаёте в школе 8 вида?


Всего ответов: 241



Вверх