специальная  педагогика                  

  Мельникова Ирина Игоревна         
                                                             



Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие критического мышления на уроках математики

                      ОСОБЕННОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

                         КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  В ОБУЧЕНИИ  

                ДЕТЕЙ   С   ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ  НАРУШЕНИЯМИ

 

 

   Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности, основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, что в свою очередь приводит к недостаточному уровню развития словесно-логического мышления);   снижение познавательной и личностной активности, самоконтроля, самостоятельности. Всё вышеуказанное влияет на  качество учебной деятельности. Учащиеся с трудом перенимают социальный опыт, в большинстве случаев излишне пассивны в процессе обучения.

   На уроке учащиеся с нарушением интеллекта редко задают вопросы, касающиеся учебного материала, его осмысления; испытывают трудности в осознании значимости учебной информации для последующей взрослой жизни, не могут представить ситуации, в которых возможно с успехом применить полезные умения, редко чувствуют необходимость самостоятельного поиска информации даже в явно проблемных обстоятельствах, не умеют адекватно оценить собственные и чужие достижения, поступающие сведения. Данные особенности затрудняют процесс социальной адаптации учащихся, не позволяют эффективно формировать необходимые для жизни умения и навыки.

    На наш взгляд, данные проблемы учебной деятельности возможно корригировать с помощью специально организованной системы уроков. В качестве эффективного средства устранения указанных проблем может выступать технология развития критического мышления. Следует отметить, что её применение для описываемого контингента учащихся в значительной мере ограничено, что объясняется характером нарушения  - недоразвитием мышления. Не смотря на это, мы считаем, что элементы технологии могут включаться в уроки и успешно реализовываться в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

    Технология критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения. Одним из главных достоинств данной технологии, по нашему мнению, является возможность её использования на разных уровнях – от включения нескольких составляющих в урок , до полной системы уроков с конкретными приёмами технологии.

   При разработке уроков с использованием данной технологии в классах 8 вида мы руководствовались следующими принципами: избегание видимости урока, создание атмосферы совместной деятельности, направленной на решение определённой задачи; чёткая и доступная формулировка инструкций, позволяющая  учащимся ясно осознать, что от них требуется, исключить появление чувства растерянности; активизация познавательной  деятельности с помощью применения  занимательных приёмов; придание ясной для осознания учащихся практической роли получаемых умений и навыков; коммуникативная направленность урока, заключающаяся в побуждении учащихся к формулировке вопросов различного характера, обмену опытом, умению взаимодействовать друг с другом в процессе решения учебной задачи; невозможность неуспешного решения задачи.

  При  построении уроков были соблюдены  все стадии: вызов, реализация смысла, рефлексия. Использовались приёмы, базирующиеся на таких приёмах, как таблица «знаю, хочу узнать», «ромашка Блума», синквейн.

     Отметим, что указанные приёмы нами были адаптированы к возможностям учащихся, в некоторой мере упрощены. Так, например, предлагаемая  ромашка состоит из семи, уже сформулированных в определённом порядке вопросов. Задача учащихся ответить на данные вопросы после работы с текстом. Ромашка находится в классе на протяжении всего периода обучения, реализуя тем самым принцип алгоритмичности обучения детей с нарушением интеллекта.  Указанный приём позволяет учащимся самостоятельно анализировать текст и математические понятия по заданным вопросам.

    Второй урок разработан с целью закрепить полученные знания и умения, подготовить учащихся к восприятию и усвоению новой темы.

    В качестве результата проведённых уроков можно указать следующее. Во-первых, использование элементов технологии развития критического мышления повысило учебную мотивацию. Это объясняется новой, занимательной формой заданий, увеличением самостоятельности каждого учащегося и в то же время выполнением общей коллективной задачи. Во-вторых, эмоциональный фон урока в значительной мере улучшился. Учащиеся в меньшем объеме испытывали утомление, меньше переживали по поводу неправильных ответов, что способствовало повышению эффективности обучения. В-третьих, данная технология лучше активизировала познавательную деятельность учащихся. Они были вынуждены отвечать и задавать вопросы, чтобы справиться с поставленной задачей. В-четвёртых, в процессе урока чаще создавались условия для своевременной коррекции представлений и знаний об изучаемом объекте: при ответах на вопросы, при работе с таблицей «Умею – не умею» и т. д. В-пятых, технология учит детей делать выводы на доступном им уровне.

   Таким образом, эффективное использование элементов технологии развития критического мышления возможно в обучении детей с нарушением интеллекта при соблюдении основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

 

 

 

 

 


Категория: Мои статьи | Добавил: ИРра (28.10.2011) | Автор: Ирина Мельникова E
Просмотров: 4067 | Комментарии: 2 | Теги: развитие критического мышления, дети с нарушением интеллекта | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Внимание!
Меню
Друзья сайта

Министерство образования и науки Российской Федерации МетодсоветЗнаем-МожемФедеральный портал "Российское образование"Сайт
Ваш голос

Какой предмет Вы преподаёте в школе 8 вида?


Всего ответов: 241



Вверх