КОНСПЕКТ УРОКА
ПО МАТЕМАТИКЕ
с использованием элементов ТРКМ
по теме «Параллелограмм»
7 класс (8 вид программы обучения)
Автор: Мельникова И.И.
Цели: 1. Обучающие:
- повторить и систематизировать
знания учащихся о четырёхугольниках;
- познакомить учащихся с новым понятием
«параллелограмм»
-
формировать умение узнавать параллелограмм, дифференцировать от
других
четырёхугольников;
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие самостоятельности при
работе с информацией;
-
формирование умения оценивать значимость получаемой информации;
- совершенствование умения
использовать имеющиеся сведения для получения
новой значимой информации;
3. Воспитывающие:
- развитие умения работать в
коллективе, сотрудничать для достижения общей цели;
Ход урока:
- Организационное начало урока:
Учитель
мотивирует детей к предполагаемой
деятельности: «Сегодня на уроке мы изучаем геометрию. Кто может назвать что
означает это слово? Какие геометрические понятия мы уже успели изучить?
Сегодня мы познакомимся с новым
геометрическим понятием. Однако прежде я расскажу, как мы сегодня будем
заниматься.
Вам предстоит работать в команде. Все
задания выполняйте сообща, старайтесь приходить к единому мнению. Желаю вам
удачи!»
2. Стадия вызова:
Учащимся
предлагаются карточки с изображением геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм.
Инструкция: - обозначить вершины фигур
латинскими буквами;
-
отметить равенство сторон и углов;
-
подписать названия фигур;
Инструкция 2: разложите карточки с фигурами в
таблицу в соответствующий столбик
ЗНАЮ
НАЗВАНИЕ ФИГУРЫ
|
НЕ
ЗНАЮ НАЗВАНИЕ ФИГУРЫ
|
|
|
*
Скорее всего в столбике «ЗНАЮ» будут находится квадрат, прямоугольник, ромб. В
особых случаях дети придумывают параллелограмму своё название «кривой
прямоугольник», «покосившийся прямоугольник» и т.д. Учитель должен
проконтролировать, чтобы параллелограмм
был в столбике «НЕ ЗНАЮ»
Учитель: - Как вы назвали геометрические фигуры?
- Что нам известно про квадрат? (все стороны
равны, все углы прямые)
- Что известно про
прямоугольник? (стороны попарно равны, все углы прямые)
- Что известно про ромб? (все стороны равны, углы острые и тупые)
- Какая фигура осталась не
узнанной?
- Эта фигура называется
«ПАРАЛЛЕЛОГРАММ»
3. Стадия реализации смысла:
Учащимся выдаётся
текст.
Инструкция: -
прочитайте текст;
- отметьте знаком «+» то, что вы уже знали, а знаком «-» то,
что вам было
неизвестно;
- заполните таблицу:
название фигуры
|
какие стороны параллельны
|
какие стороны равны?
|
какие виды углов?
|
какие углы равны?
|
параллелограмм
|
|
|
|
|
ПАРАЛЛЕЛОГРАММ
Все
геометрические фигуры можно разделить на группы по количеству углов:
треугольники, четырёхугольники, многоугольники. Среди многоугольников есть
пятиугольники, шестиугольники, семиугольники и так далее.
Среди четырёхугольников есть особые
фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Все они имеют по четыре угла. Есть ещё
один четырёхугольник - параллелограмм.
У
параллелограмма стороны попарно параллельны и равны, нет прямых
углов. Рассмотрите рисунок:
Возьмите
линейку и измерьте стороны параллелограмма. Что можно сказать о длине его
сторон? Определите виды углов.
Запомните:
прямоугольник, ромб и квадрат тоже являются параллелограммами, так как их
противоположные стороны параллельны. Например, прямоугольник – это
параллелограмм, у которого стороны попарно параллельны и равны, но все углы
прямые.
Затем учащиеся
рассказывают о параллелограмме с опорой на заполненную таблицу.
4. Рефлексия:
а) Учащимся предлагается поиграть в игру «ВЕРЮ –
НЕ ВЕРЮ»
- параллелограмм –
это пятиугольник;
- у параллелограмма
все углы прямые;
- у параллелограмма стороны попарно
параллельны;
- квадрат – это тоже
параллелограмм;
- у параллелограмма
противоположные стороны равны;
- прямоугольник – это
параллелограмм, у которого все углы прямые;
- ромб – это
параллелограмм, у которого все стороны равны;
- прямоугольник – параллелограмм, у которого
все стороны равны и параллельны;
б)
Сильным ученикам можно предложить самим придумать высказывания для игры «ВЕРЮ –
НЕ ВЕРЮ»
5. Организационное окончание урока:
«Ребята, сегодня вы познакомились с новым
видом четырёхугольника – с параллелограммом. Вы работали самостоятельно. Вы
можете получать новые знания почти без помощи учителя, это говорит о том,
насколько вы стали взрослыми. Желаю и дальше поддерживать и воспитывать в себе
эту самостоятельность»
|