ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ
ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Учащиеся с нарушением интеллекта имеют
определённые особенности познавательной деятельности, основными из которых
являются: низкое качество мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, что в свою очередь приводит
к недостаточному уровню развития словесно-логического мышления); снижение познавательной и личностной
активности, самоконтроля, самостоятельности. Всё вышеуказанное влияет на качество учебной деятельности. Учащиеся с
трудом перенимают социальный опыт, в большинстве случаев излишне пассивны в
процессе обучения.
На уроке учащиеся с нарушением интеллекта
редко задают вопросы, касающиеся учебного материала, его осмысления; испытывают
трудности в осознании значимости учебной информации для последующей взрослой
жизни, не могут представить ситуации, в которых возможно с успехом применить
полезные умения, редко чувствуют необходимость самостоятельного поиска
информации даже в явно проблемных обстоятельствах, не умеют адекватно оценить
собственные и чужие достижения, поступающие сведения. Данные особенности
затрудняют процесс социальной адаптации учащихся, не позволяют эффективно
формировать необходимые для жизни умения и навыки.
На наш взгляд, данные проблемы учебной
деятельности возможно корригировать с помощью специально организованной системы
уроков. В качестве эффективного средства устранения указанных проблем может
выступать технология развития
критического мышления. Следует отметить, что её применение для описываемого
контингента учащихся в значительной мере ограничено, что объясняется характером
нарушения - недоразвитием мышления. Не
смотря на это, мы считаем, что элементы технологии могут включаться в уроки и
успешно реализовываться в процессе обучения детей с интеллектуальными
нарушениями.
Технология критического мышления позволяет
активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения,
учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку
зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные
суждения. Одним из главных достоинств данной технологии, по нашему мнению, является
возможность её использования на разных уровнях – от включения нескольких
составляющих в урок , до полной системы уроков с конкретными приёмами
технологии.
При разработке уроков с использованием
данной технологии в классах 8 вида мы руководствовались следующими принципами:
избегание видимости урока, создание атмосферы совместной деятельности,
направленной на решение определённой задачи; чёткая и доступная формулировка
инструкций, позволяющая учащимся ясно осознать,
что от них требуется, исключить появление чувства растерянности; активизация
познавательной деятельности с помощью
применения занимательных приёмов;
придание ясной для осознания учащихся практической роли получаемых умений и
навыков; коммуникативная направленность урока, заключающаяся в побуждении
учащихся к формулировке вопросов различного характера, обмену опытом, умению
взаимодействовать друг с другом в процессе решения учебной задачи;
невозможность неуспешного решения задачи.
При
построении уроков были соблюдены
все стадии: вызов, реализация смысла, рефлексия. Использовались приёмы,
базирующиеся на таких приёмах, как таблица «знаю, хочу узнать», «ромашка
Блума», синквейн.
Отметим, что указанные приёмы нами были
адаптированы к возможностям учащихся, в некоторой мере упрощены. Так, например,
предлагаемая ромашка состоит из семи, уже
сформулированных в определённом порядке вопросов. Задача учащихся ответить на
данные вопросы после работы с текстом. Ромашка находится в классе на протяжении
всего периода обучения, реализуя тем самым принцип алгоритмичности обучения
детей с нарушением интеллекта. Указанный
приём позволяет учащимся самостоятельно анализировать текст и математические
понятия по заданным вопросам.
Второй урок разработан с целью закрепить
полученные знания и умения, подготовить учащихся к восприятию и усвоению новой
темы.
В качестве
результата проведённых уроков можно указать следующее. Во-первых, использование
элементов технологии развития критического мышления повысило учебную мотивацию.
Это объясняется новой, занимательной формой заданий, увеличением
самостоятельности каждого учащегося и в то же время выполнением общей
коллективной задачи. Во-вторых, эмоциональный фон урока в значительной мере
улучшился. Учащиеся в меньшем объеме испытывали утомление, меньше переживали по
поводу неправильных ответов, что способствовало повышению эффективности
обучения. В-третьих, данная технология лучше активизировала познавательную
деятельность учащихся. Они были вынуждены отвечать и задавать вопросы, чтобы
справиться с поставленной задачей. В-четвёртых, в процессе урока чаще
создавались условия для своевременной коррекции представлений и знаний об
изучаемом объекте: при ответах на вопросы, при работе с таблицей «Умею – не
умею» и т. д. В-пятых, технология учит детей делать выводы на доступном им
уровне.
Таким
образом, эффективное использование элементов технологии развития критического
мышления возможно в обучении детей с нарушением интеллекта при соблюдении
основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
|