МЕТОД КОЛЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для
обучающихся по программе 8 вида
Как при обучении нормально развивающихся детей, так и при обучении детей
с проблемами в интеллектуальном развитии наблюдается недостаток межличностного взаимодействия в ходе урока.
Если в первом случае дети компенсируют этот недостаток во внеучебное время,
общаясь со сверстниками, самостоятельно расширяя контакты, то дети с нарушением
интеллекта нуждаются в специальной организации коммуникативной среды, в
специальном развитии коммуникативных навыков.
Однако традиционная методика преподавания
предметов в школах 8 вида не обладает потенциалом для развития указанных
навыков. Методика сводится к схеме взаимодействия «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», в то
время как необходима и схема «УЧЕНИК – УЧЕНИК (И)».На уроке взгляд каждого
ребёнка устремлён в первую очередь на учителя. Всё взаимодействие между членами
классного коллектива заключается в пассивном
и в большинстве случаев бездумном выслушивании ответов друг друга. Мы
считаем это недостаточным при обучении детей с проблемами в развитии. Они могут и должны учиться друг у друга в
ходе специально организованной учебной деятельности. Учиться слышать, понимать
других людей, оценивать услышанное, договариваться и идти на компромиссы,
делиться опытом, подсказывать и советовать, нести ответственность за сказанное
и прочее.
Методы коллективного обучения разработаны
в общей педагогике (Архипова В.В., Дьяченко В.К., Мкртчян М.А). однако все
методы и технологии в основном предполагают обучение в парах, требуют
достаточно высокого уровня развития мыслительных операций, не ориентированы на
повышение коммуникативных умений, а лишь на лучшее запоминание и усвоение
учебной информации.
С целью устранения
данной проблемы мы предлагаем использовать метод
коллективной организации учебной деятельности. Суть метода заключается в
следующем:
1). Используется только на уроках повторения, закрепления и обобщения
изученного материала, так как требует накопленных знаний по теме урока;
2). Состоит из следующих стадий урока:
1 стадия: «формирование команды» .
Парты сдвигаются так, чтобы учащиеся сидели
лицом друг к другу. Затем учащимся предлагается придумать название своей
команды в виде прилагательного – так педагог может проследить настрой
отдельных учеников и коллектива в целом. Например: название команды
«весёлые», «умные».
2 стадия:
«инструкция». Учащимся выдаются карточки с одним заданием на
каждой карточке, по возрастающей сложности. Педагог разъясняет, что
необходимо сделать, озвучивает требования к записи или устному ответу.
3 стадия:
«решение учебной задачи».
Учащиеся выполняют задания.
4 стадия: «защита работы».
Один из учащихся озвучивает результаты
проделанной
работы.
5 стадия: «итоги и оценки».
Педагог просит дать оценку ответа выступавшего
ученика. Спрашивает
группу о возникших трудностях. Затем комментирует
свою оценку. Выставляет
отметки.
3). Правила использования метода:
- Задания на карточках даются средней степени сложности. Можно дать дополнительное
задание повышенной сложности, но не оценивать его негативно;
- Учащимся на стадии инструкции необходимо разъяснять
правила выполнения совместной работы: - не кричать друг на друга, не
перебивать, прислушиваться к
друг к другу. Если
мнения разошлись, принимать решения с
помощью голосования;
- наличие права двух обращений к учителю за разъясняющей
помощью
или для урегулирования разногласий. Дети при
этом должны принять совместное решение, когда обратиться
к
учителю. Если хоть один ученик не будет согласен, то
помощь педагога отменяется;
-
озвучить учащимся время выполнения для решения учебных
задач. Делать несколько напоминаний об
оставшемся
времени;
-
назначить (если задание письменное) или позволить
совместно назначить ученика, который будет фиксировать
ответы / решение учебной задачи;
-
назначить или позволить совместно назначить ученика,
который будет
защищать работу (отвечать);
- предупреждать каждый раз, что выставляется общая отметка;
4) Методические
рекомендации к использованию:
- В уроке с
использованием указного метода учитель принимает активное участие. Ему
необходимо наблюдать за работой учеников, выявлять на каждом уроке слабо
усвоивших тему учеников, пассивных детей, фиксировать возникающие
трудности в общении, в межличностном взаимодействии. Следует постоянно
отслеживать настроение в группе в избежание чрезмерной агрессии и конфликтов, каждый урок на последней
стадии выслушивать мнения учащихся об их взаимодействии, какие были
трудности при решении учебной задачи и в общении друг с другом.
- В первое время, пока учащиеся ещё не научились в
полной мере культурно обсуждать и решать поставленные проблемы, лучше назначать
пишущего ребёнка и ребёнка, защищающего работу. Затем это уже можно
предложить проделать самим ученикам
- Использование данного метода лучше начать с
введения некоторых его элементов. Например, задания: «Обсудите это друг с
другом…», «Выберите все вместе правильный ответ» и т.п.
- Для стадии защиты работы лучше выбирать ученика,
который имеет более низкий уровень развития в целом, или ученика, имеющего
трудности в формировании определённых навыков. Это повысит его активность
и мотивацию к обучению, другие члены коллектива смогут проявить себя,
корректно подготавливая его к ответу.
|