специальная  педагогика                  

  Мельникова Ирина Игоревна         
                                                             



Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технология коллективной организации учебной деятельности

МЕТОД  КОЛЕКТИВНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                      для обучающихся по программе 8 вида

 

   Как при обучении нормально развивающихся детей, так и при обучении детей с проблемами в интеллектуальном развитии наблюдается недостаток  межличностного взаимодействия в ходе урока. Если в первом случае дети компенсируют этот недостаток во внеучебное время, общаясь со сверстниками, самостоятельно расширяя контакты, то дети с нарушением интеллекта нуждаются в специальной организации коммуникативной среды, в специальном развитии коммуникативных навыков.

    Однако традиционная методика преподавания предметов в школах 8 вида не обладает потенциалом для развития указанных навыков. Методика сводится к схеме взаимодействия «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», в то время как необходима и схема «УЧЕНИК – УЧЕНИК (И)».На уроке взгляд каждого ребёнка устремлён в первую очередь на учителя. Всё взаимодействие между членами классного коллектива заключается в пассивном  и в большинстве случаев бездумном выслушивании ответов друг друга. Мы считаем это недостаточным при обучении детей с проблемами в развитии.  Они могут и должны учиться друг у друга в ходе специально организованной учебной деятельности. Учиться слышать, понимать других людей, оценивать услышанное, договариваться и идти на компромиссы, делиться опытом, подсказывать и советовать, нести ответственность за сказанное и прочее.

     Методы коллективного обучения разработаны в общей педагогике (Архипова В.В., Дьяченко В.К., Мкртчян М.А). однако все методы и технологии в основном предполагают обучение в парах, требуют достаточно высокого уровня развития мыслительных операций, не ориентированы на повышение коммуникативных умений, а лишь на лучшее запоминание и усвоение учебной информации.

  С целью устранения данной проблемы мы предлагаем использовать метод коллективной организации учебной деятельности. Суть метода заключается в следующем:

 

1). Используется только на уроках  повторения, закрепления и обобщения изученного материала, так как требует накопленных знаний по теме урока;

 

2). Состоит из следующих стадий урока:

 

     1 стадия: «формирование команды» . Парты сдвигаются так, чтобы учащиеся сидели

                      лицом друг к другу. Затем учащимся предлагается придумать название своей

                      команды в виде прилагательного – так педагог может проследить настрой

                      отдельных учеников и коллектива в целом. Например: название команды

                     «весёлые», «умные».

 

             2 стадия: «инструкция». Учащимся выдаются карточки с одним заданием на

                      каждой карточке, по возрастающей сложности. Педагог разъясняет, что

                      необходимо сделать, озвучивает требования к записи или устному ответу.

 

             3 стадия:  «решение учебной задачи». Учащиеся выполняют задания.

 

             4 стадия: «защита работы». Один из учащихся озвучивает результаты

                              проделанной работы.

 

             5 стадия: «итоги и оценки». Педагог просит дать оценку ответа выступавшего

                      ученика. Спрашивает группу о возникших трудностях. Затем комментирует

                      свою оценку. Выставляет отметки.

 

3). Правила использования метода:

 

  1. Задания на карточках даются средней степени  сложности. Можно дать дополнительное задание повышенной сложности, но не оценивать его негативно;

 

  1. Учащимся на стадии инструкции необходимо разъяснять правила выполнения совместной работы: - не кричать друг на друга, не перебивать, прислушиваться к

                                            друг к другу. Если мнения разошлись, принимать решения с

                                            помощью голосования;

 

                                         -  наличие права двух обращений  к учителю за разъясняющей

                                             помощью или для урегулирования разногласий. Дети при

                                             этом должны принять совместное решение, когда обратиться

                                             к учителю. Если хоть один ученик не будет согласен, то

                                             помощь педагога отменяется;

 

                                         - озвучить учащимся время выполнения для решения учебных

                                            задач. Делать несколько напоминаний об оставшемся

                                            времени;

 

                                              - назначить (если задание письменное) или позволить

                                                 совместно назначить ученика, который будет фиксировать

                                                 ответы /  решение учебной задачи;

 

                                              - назначить или позволить совместно назначить ученика,

                                                 который будет

                                                 защищать работу (отвечать);

                                              

                                               - предупреждать каждый раз, что выставляется общая отметка;

 

                                            

 

4)  Методические рекомендации к использованию:

 

  1. В уроке  с использованием указного метода учитель принимает активное участие. Ему необходимо наблюдать за работой учеников, выявлять на каждом уроке слабо усвоивших тему учеников, пассивных детей, фиксировать возникающие трудности в общении, в межличностном взаимодействии. Следует постоянно отслеживать настроение в группе в избежание чрезмерной агрессии  и конфликтов, каждый урок на последней стадии выслушивать мнения учащихся об их взаимодействии, какие были трудности при решении учебной задачи и в общении друг с другом.

 

  1. В первое время, пока учащиеся ещё не научились в полной мере культурно обсуждать и решать поставленные проблемы, лучше назначать пишущего ребёнка и ребёнка, защищающего работу. Затем это уже можно предложить проделать самим ученикам

 

  1. Использование данного метода лучше начать с введения некоторых его элементов. Например, задания: «Обсудите это друг с другом…», «Выберите все вместе правильный ответ» и т.п.

 

  1. Для стадии защиты работы лучше выбирать ученика, который имеет более низкий уровень развития в целом, или ученика, имеющего трудности в формировании определённых навыков. Это повысит его активность и мотивацию к обучению, другие члены коллектива смогут проявить себя, корректно подготавливая его к ответу.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ИРра (08.11.2011) | Автор: Ирина Мельникова
Просмотров: 1136 | Комментарии: 1 | Теги: коллективное обучение, дети с нарушением интеллекта, технология обучения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Внимание!
Меню
Друзья сайта

Министерство образования и науки Российской Федерации МетодсоветЗнаем-МожемФедеральный портал "Российское образование"Сайт
Ваш голос

Какой предмет Вы преподаёте в школе 8 вида?


Всего ответов: 246



Вверх