- Оргмомент:
«Рада вас видеть, ребята. Как ваше настроение? Готовы к уроку?
Помните, если что-то кажется трудным и не получается, то это не беда, всему
научимся!
Теперь проверим вашу готовность так: откроет тетрадь тот из вас, кто
назовёт любое число в пределах 1000.
выслушиваются ответы
Отлично справились! Вижу, все готовы. Как вы думаете, что мы будем
сегодня изучать?
Сегодня мы начнём с того, что вспомним, как получаются, читаются и
пишутся числа в пределах 1000.
------------------------------------------------------------------------------
2. Закрепление знаний по теме
«Нумерация 1000»
Математическая разминка:
- запишите
любое однозначное число;
- запишите
любое двухзначное число;
- запишите
любое трёхзначное число;
Обучающиеся называют записанные числа
- Скажите, чем отличаются друг от друга записанные числа?
- Правильно – количеством разрядов. Сколько разрядов в однозначном
числе? двухзначном, трёхзначном?
- запишите число, в котором 6 десятков
и пять единиц; 7 десятков; 9 единиц; 5
сотен 4 десятка 3 единицы; 9 сотен; 3
сотни 4 десятка;
проверка записанного
- подчеркните самое большое число;
- обведите самое маленькое;
- Очень хорошо. На этом наша разминка
закончена. Скажите, чем трёхзначные числа отличаются от двух- и однозначных. Какой разряд добавляется к
уже нам известным? Назовите по порядку
круглые сотни.
Назовите круглые сотни в обратном порядке.
----------------------------------------------------------------------------------
- Знакомство
с темой «Римская нумерация»
а) Ребята, мы с вами изучаем цифры, которые вы
видите каждый день. Более того, почти во всём мире люди используют такие
цифры. Вы все умеете их писать и читать.
- Сколько цифр мы используем для записи
чисел? (10 цифр)
- Чем отличаются цифры от чисел?
Цифры – это
просто значок для записи, а число отображает
количество предметов.
Цифры
записаны в строчку на доске:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Как
пишется цифра один? (палочка) два? (закругление наверху, прямая наклонная
линия в нижний левый угол и нижняя горизонтальная линия).
Далее можно посмотреть и проговорить
написание др. цифр
- Какое
количество предметов они показывает?
(один предмет, два, три и т.д.)
Но есть ещё одни знаки, которые вы можете
встретить в повседневной жизни. И чтобы не попасть в неловкую ситуацию, нам
срочно надо сними познакомиться.
Учащимся демонстрируются предметы: карточка с датой рождения (с римскими
цифрами; книга с номером тома/внутри с обозначением глав в виде римских цифр;
циферблат часов с римскими цифрами)
- Посмотрите, чем отличаются эти часы от
других?
- А в книге,
части рассказов обозначены с помощью каких-то значков.
- А что на этой
карточке? Чей-то день рождения. Только опять непонятно…
- Вот эти странные значки
называются римскими цифрами.
- Скажите теперь, в каких
случаях их используют люди?
- Почему они так называются?
Дело в том, что такие цифры придумали Древние Римляне. Древний Рим –
государство, которое существовало много
столетий назад. Люди там славились своим умом.
б) Рассмотрение способа написания римских
цифр.
Римские цифры записываются на доске под
соответствующей арабской цифрой. Детям выдаются заготовки-памятки, куда надо
вписать соответствующую римскую под арабской цифрой
Обучающиеся вписывают в памятку римские цифры, следя за учителем,
пишущим на доске
Для объяснения: Сначала записываются цифры один, два, три,
пять и десять. Они произошли от жестов. Единица - I - это отображение пальца
. Пятерка - V - это отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами
и оттопыренным большим пальцем. Десятка - Х - это соединенные основаниями две
ладони, обозначающие две пятерки.
Игра: Я буду называть число, а вы показывать
цифру его обозначающую с помощью жеста. Учитель постепенно увеличивает темп.
Выявляется ученик, которые ни разу не ошибся.
Затем учитель просит показать
цифру «шесть». Обучающиеся разумеется не могут, учитель говорит, что число
шесть – это пять + 1. Если к числу прибавляем один, то палочка записывается
справа. (запись в таблицу-памятку)
- Кто догадается, как пишется
цифра «четыре»? (запись в таблицу)
Далее записываются другие цифры.
Памятка готова.
Первичное закрепление способа написания римских цифр:
а) Каждому обучающемуся выдаётся набор
карандашей.
Игра: Ребята, ваша задача
сложить из карандашей те римские цифры, которые я буду называть. Можете,
подглядывать в свои памятки. Учащиеся
складывают цифры, учитель контролирует и помогает.
Затем игра проводится на скорость, кто быстрее сложит цифру.
б) Кто догадается, как записать
цифры 11 и 12?
Учитель помогает детям прийти к выводу, что эти цифры записываются по
аналогии – к Х прибавляется одна или две палочки.
в) Обучающимся предлагается
назвать месяц своего рождения. Ответы выслушиваются. Совместно вспоминается
порядок месяцев. Затем учитель предлагает каждому ученику самостоятельно
записать номер месяца с помощью
римской цифры.
----------------------------------------------------------------------------------
4. Домашнее задание: выучить
цифры по составленной памятке. Сделать римский циферблат из картона и
обозначить на нём время своего подъёма
----------------------------------------------------------------------------------
5. Итоги урока
Познавательный итог:
- Что мы сегодня изучили?
- Чем занимались сегодня?
- Расскажите, для чего
необходимо знать римские цифры.
Эмоциональный итог:
- Чем понравилось заниматься?
- Что ещё будем делать?
- Чем не будем больше
заниматься?
- Оцените, как вы сегодня
учились?
Учитель даёт индивидуальные оценки деятельности
обучающихся.
|
Эмоциональное начало для
снижения тревожности на уроке.
Познавательное начало: активизирует познавательную
деятельность, постепенно вводит в тему урока
-------------------------------
закрепление представлений о структуре трёхзначного числа;
развитие навыка дифференцировать числа по количеству
разрядов;
Развитие и коррекция слухового восприятия;
умения сравнивать числа;
совершенствование навыка самостоятельной работы
----------------------------
Подготовка к усвоению новой темы.
Актуализация представлений о цифре и числе.
Расширение кругозора
Развитие пространственной ориентировки
Развитие внимания, наблюдательности; повышение пытливости
ума;
Формирование умения самостоятельно работать, развитие
зрительного восприятия, пространственной ориентировки
Активизация и расширение словарного запаса: «жест»
Развитие наблюдательности
Развитие пространственной
ориентировки,
умения сосредоточенно работать.
Формирование умения адекватного
поведения в условиях игры.
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, аналогия,
дифференциация)
Развитие временных представлений (порядок месяцев)
формирование умения успешного использования циферблата с
римскими цифрам
--------------------------------
Систематизация и обобщение изученного материала
|