Одной из приоритетных задач воспитательной работы с детьми с проблемами в развитии является развитие коммуникативных навыков. Указанная задача может успешно реализовываться с помощью системы игр.
Игровая форма реализации воспитательной работы повышает эффективность развития и дальнейшего совершенствования коммуникативных навыков, увеличивает мотивацию детей к общению, формирует интерес друг к другу, коммуникативную активность в целом. К проведению игр предъявляются следующие требования:
- доступность игрового материала (адаптация к двигательным и интеллектуальным возможностям обучающихся; использование знакомых ситуаций с постепенным введением новых);
- наличие определённой коммуникативной задачи (игра организуется с целью формирования конкретного стереотипа поведения в определённой ситуации);
- отсутствие соревновательного момента и заведомо выигрышный исход игры (в заключение поощряется каждый участник);
- наличие точно сформулированного и ясного для участников вывода после игры (каждый участник должен сформулировать, ради чего была проведена игра, способ реагирования в конкретной ситуации);
1.
"Интервью".
Цель: сформировать умение задавать вопросы незнакомому человеку
Ход игры: путём жребия из детей выбирается главный участник. Его называют "звездой2. Ведущий представляет его: "Сегодня у нас в гостях человек по имени ... (участник может сам придумать себе имя). Вам представляется уникальная возможность спросить нашу звезду о чём угодно..."
Далее участники задают вопросы . Задача "звезды" максимально честно отвечать на заданные вопросы. На первом этапе можно облегчить задачу - начало вопросов написать на доске. Например, "Что Вы любите (делать, есть), "Ваша любимая... (одежда, книга)".
В конце игры итог:
- Понравилось ли вам, как отвечала наша Звезда?
- Что Вы узнали об этом человеке? Чем он увлекается?
- Что бы вы хотели ещё о нём узнать? Какие вопросы для этого надо задать?
- Какие вопросы надо задавать, если хочешь побольше узнать о человеке?
2.
"Волшебный магазин". Цель: научиться делиться своими ценностями, формирование умения делиться своими переживаниями, формирование понимания, что у людей могут быть разные ценности
Ход игры: Ведущий выставляет на стол карточки с названиями качеств личности как отрицательных, так и положительных (честность, трудолюбие, хитрость, лживость...). В обмен на свои качества, если ребёнок считает, что их у него в избытке, он может получить другие личные качества нужные для себя. "Покупатель" должен постараться убедить "продавца" отдать / обменять нужное качество, называя его положительные стороны. В заключение подводится итог, кто считает какие качества ценными.
В этой игре важным является этап обсуждения, любое ли человеческое качество ценно.
3.
"Я люблю, он любит"Цель: развитие внимания к своему внутреннему миру и к другой личности
Ход игры: ведущий говорит фразы: "Я люблю... (читать, ломать). Кто согласен с утверждением, тот стучит по столу. Затем ведущий просит участников по очереди говорить фразу "Я люблю... (стирать, рисовать), а он / она любит...". Кто согласен, тот стучит по парте. Игра продолжается до тех пор, пока не исчерпаются варианты называемых предпочтений. Затем ведущий просит каждого из участников рассказать о предпочтениях кого-либо из группы.
4.
"Комплимент" Цель: формирование благоприятного климата в классе, усвоение термина "комплимент", его функции при общении с другими людьми.
Ход игры: участники садятся в круг. По очереди говорят комплименты рядом сидящему человеку. Игра продолжается до тех пор, пока у участников не закончатся идеи для комплиментов. в заключение ведущий спрашивает:
- Что такое комплимент?
- Какие эмоции он вам приносит?
- В каких ситуациях его можно использовать?
- Почему некоторые комплименты наоборот могут обидеть человека?
5.
"Знакомство" Цель: развить умение общаться в ситуации знакомства, формирование благоприятного климата в коллективе
Ход игры: ведущий объявляет, что в классе новый ученик и просит познакомиться с ним, задавая различные вопросы. На втором этапе говорится, что в классе новый учитель, и он будет задавать вопросы.
Затем подводится итог:
- Трудно ли было отвечать на вопросы?
- Какие сложности возникли, когда сами задавали вопросы?
- Как не обидеть малознакомого человека, пытаясь узнать о нём больше?
6.
"Как отреагировать?"Цель: воспитание эмоциональной грамотности
Ход игры: ведущий выдаёт участникам карточки с пиктограмами: смех, улыбка, слёзы, гнев. далее называет различные ситуации, задача учащихся поднять нужную карточку. По необходимости разбираются ошибки. В конце делается вывод о важности адекватных эмоциональных реакций, о последствиях неправильного реагирования.